Установки пиролиза твердых бытовых отходов
Пиролиз
Пиролиз, или сухая перегонка, – процесс термического разложения горючих органических соединений без доступа кислорода. В процессе пиролиза образуется смесь горючих газов (синтез-газ) и ряд других продуктов, состав которых зависит от природы исходного сырья, температурного режима, давления, скорости нагрева в реакторе, времени нахождения в камере.
При нагревании исходного сырья при отсутствии кислорода сложные органические соединения расщепляются на более простые, вплоть до образования твердого углеродного остатка.
В процессе пиролиза преобразование сырья проходит в несколько стадий:
- высушивание,
- сухая перегонка,
- неполное сгорание,
- газификация.
Жидкометаллический пиролиз отработавших автомобильных шин
Цель проекта – создание новой высокоэффективной технологии утилизации автомобильных шин, основанной на их пиролизе в металлических расплавах.
Актуальность
Ежегодно только в Российской Федерации образуется более 1 миллиона тонн изношенных автомобильных шин. При этом перерабатывается в полезные продукты не более 10 % от общего числа, а 20 % сжигается. Оставшаяся часть хранится на открытых полигонах или свалках твердых бытовых отходов, являясь источником загрязнения окружающей среды.
На сегодняшний день существует три основных концепции переработки автомобильных шин:
- сжигание;
- механическое измельчение, включая криогенные технологии;
- пиролиз, заключающийся в нагреве шины без доступа кислорода.
Первый способ наносит вред экологии, из товарных продуктов позволяет получать только тепло, уступает как органическое топливо углю и нефти.
Механическое измельчение имеет ограниченный рынок сбыта получаемой продукции: основа искусственных спортивных и детских площадок; добавка в новые покрышки. Без субсидирования измельчение экономически не оправдано, либо неконкурентоспособно с субсидируемыми производствами.
Пиролиз позволяет получать из перерабатываемых шин товарные продукты: пиролизную жидкость (органическую нефтеподобную жидкость), углерод и металлокорд. Однако при существующем уровне технического оформления процесса пиролиз имеет низкую рентабельность, так как длителен, энергозатратен, получаемые углерод и пиролизная жидкость имеют серосодержащие примеси с резким неприятным запахом. АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» является разработчиком технологии пиролиза автомобильных шин на основе нового физического принципа передачи тепла – прямоконтактного нагрева перерабатываемого сырья непосредственно в объеме жидкого свинца.
Область применения
Установки жидкометаллического пиролиза могут быть применены для переработки отработавших автомобильных шин, для утилизации отходов целлюлозно-бумажных производств, для выделения нефти из битуминозных песков, для переработки органических бытовых отходов. Жидкометаллические установки в целом являются «всеядными» и могут быть применены для термической переработки практически любых органических веществ.
Преимущества
- энергоэффективность за счет уменьшения времени переработки в жидком металле;
- химическое связывание газообразного кислорода жидким металлом и, как следствие, отсутствие необходимости в дорогостоящем вакуумном оборудовании;
- химическое связывание жидким металлом серы и, как следствие, очищение продуктов пиролиза от нее;
- получение заметного количества дорогостоящих товарных продуктов.
Результат
Завершен НИОКР по разработке жидкометаллической технологии переработки отработанных автомобильных шин. Создан экспериментальный образец установки. На имеющемся экспериментальном образце производится единоразовая загрузка 2-х легковых автомобильных шин в один бак. Всего два бака, в которых попеременно идет пиролиз шин в среде расплава свинца. Для обогрева используется электричество. Расход электроэнергии
15 кВт/ч на первичное расплавление свинца и его разогрев (
4 часа, масса свинца
5 кВт/ч для поддержания установки в разогретом состоянии.
Следующий этап – проведение ОКР по созданию опытно-промышленного образца установки пиролиза шин (с привлечением инвестора).
Пиролиз ТБО: плюсы и минусы
В отличие от обычной утилизации, в том числе и через сжигание, пиролиз имеет следующие преимущества:
- Не загрязняет окружающую среду;
- Для получения полезных веществ используются отходы;
- В отходах после процесса нет агрессивных и опасных веществ, их объем существенно меньше, чем при обычном сжигании, можно закапывать в землю;
- Препятствует восстановлению тяжелых металлов, они преобразуются в золу;
- Добываемые таким способом конечные продукты просты в обращении: хранении, транспортировке;
- Наладить технологический процесс несложно, оборудование не требует много места, цены на него доступны.
Некоторые недостатки имеются при применении технологии с низким температурным режимом, а именно:
- В производстве используются крупногабаритные печи, которые имеют сложную конструкцию и обходятся дорого в обслуживании;
- Не обойтись без численного персонала;
- Нельзя добиться полного распада диоксинов, которые содержат ТБО;
- В шлаке, выпадающем в осадок, остаются тяжелые металлы, которые не поддаются плавлению.
Все эти недостатки условны, если сравнивать с обычным сжиганием или захоронением отходов. Преимущества неоспоримы как для экологической безопасности и здоровья населения, так и для бизнес-деятельности.
Особенности
Принцип работы котла основан на выработке большого количества тепла при сжигании газов, полученных от горения исходного сырья, что позволяет не только утилизировать различные виды ТБО, но и отапливать жилые, складские и промышленные помещения. Этот процесс переработки различных веществ имеет свои особенности.
- Установка переработки угля позволяет получить твердые, жидкие и газообразные продукты переработки. Это кокс, каменноугольная смола и газ. Кокс является основным, но не самым ценным веществом. Жидкие продукты пиролиза – каменноугольная смола состоит из множества органических соединений и служит основой для получения в процессе последующей переработки фенола, антрацена, нафталина, гетероциклических соединений, синтетического топлива и технических масел. Переработка каменного угля является также способом получения газа, который служит источником тепла или применяется для выделения таких химических соединений, как фенол, бензол.
- Пиролиз полимеров в итоге так же дает три исходных фракции – газ, мазут и золу. Из мазута можно получать жидкие продукты пиролиза, например, синтетическое топливо, которое после сложной технологии очистки годится для использования в двигателях внутреннего сгорания. Зола после упаковки в брикеты применяется в качестве топлива. Реакция пиролиза позволяет уничтожить практически все вредные вещества пластика, которые входили в состав материала.
- Пиролиз отходов резины является экономически выгодным и экологически чистым вариантом утилизации шин и покрышек. В результате пиролиза получают технический углерод, газ и синтетическую нефть. Дальнейшее применение технического углерода востребовано в процессе производства красок, где он служит пигментом, для производства резины и некоторых видов строительного материала. Синтетическая нефть после процедуры очистки заменяет натуральные нефтепродукты.
Пиролиз пока не получил широкого распространения в нашей стране. Установка требует значительных затрат, но и эффект, как экономический, так и экологический, дает вполне ощутимый. За счет утилизации мусора таким способом есть возможность заметно уменьшить количество накоплений ТБО.
Метод и реакция пиролиза
Пиролиз представляет собой термическую деструкцию исходного вещества (реакция пиролиза подразумевает собой разрушение нормальной структуры вещества при помощи высокой температуры, с ограничением доступа кислорода). Его часто встречающейся разновидностью является быстрый пиролиз это такой вид пиролиза, при котором подвод к исходному веществу тепловой энергии производится с высокой скоростью, и без происходит доступа кислорода.
Если медленный пиролиз можно условно сравнить с процессом доведения воды до точки кипения, то метод быстрого пиролиза условно подобен процессу попадания в раскаленное масло капли воды («взрывное вскипание»).
Отличительными особенностями метода быстрого пиролиза являются:
- Способность построения замкнутого непрерывного технологического производственного процесса.
- Относительная «чистота» конечных продуктов пиролиза, достигаемая благодаря отсутствию процесса осмоления.
- Минимальная энергоемкость подобного процесса, в сравнении с иными видами пиролиза.
- Данный процесс сопровождается выделением значительного количества тепловой энергии (экзотермические реакции при быстром пиролизе превосходят эндотермические).
Продукты пиролиза мусора
По мере завершения процесса пиролиза образуются следующие компоненты:
- Из пластика вырабатывается мазут, газ и зола.
Мазут направляется для дальнейшей переработки в синтетическое топливо, которое добывается при использовании более сложных установок. Полученное топливо применяется для функционирования двигателей внутреннего сгорания. Полученная при переработке зола используется в качестве топлива. Зола упаковывается в брикеты и не нуждается в дополнительной обработке. - Процесс переработки автомобильных шин характеризуется выработкой газов, технического углерода и синтетической нефти.
Последняя, после прохождения дополнительной очистки, становится аналогом природного продукта. Углерод — вспомогательный элемент при производстве лакокрасочной продукции. Он отвечает за пигментацию. Углерод используют на заводах при производстве резины и отдельных строительных материалов. - Дизельное топливо.
- Тепло и электроэнергия.
Сложность получения того или иного вида материала состоит в том, что для выработки может потребоваться сортировка продуктов. Эта процедура дорогостоящая. Получить высококачественный материал из несортированных твердых отходов практически невозможно.
МИНИ-НПЗ «КБ КЛИМОВА»
Испаритель нефтяного сырья «КИ-1 электро»,
Мини-НПЗ Секция испарения «МАЛЫШ» для получения ГСМ (code105).
Модульная установка испарения «Starlet-1» атмосферного фракционирования нефтесодержащих жидкостей (code201).
Блок вакуумной сорбционной очистки топлив