Основы по технике безопасности при работе с башенным краном
К монтажу допускаются только совершеннолетние лица, которые прошли профильное медосвидетельствование, получили документ о пригодноcти и допуск к верхолазным работам. Наличие сертификата на право выполнения определенных работ обязательно.
Контролирует все рабочие процессы ответственный специалист – прораб, участковый механик. Он отвечает за полное соблюдение требований к безопасности. Независимо от опыта персонала его инструктаж обязателен. Инструктаж проводит руководитель проекта для всех рабочих, которые участвуют в процессе монтажа. Сведения о проведенных инструктажах фиксируются в архивных отчетных документах.
Виды приборов безопасности кранов
Каждая компания заинтересована в исправности и безопасности собственного оборудования, а также безопасности персонала. Основные приборы безопасности кранов делятся на:
- Регистраторы параметров работы оборудования, анемометры и датчики координации положения крана анализируют и сохраняют значения нагрузок, бокового ветра, положения относительно осей координат и линий электропередач.
- Блокировочные контакты препятствуют открытию двери кабины, крышки люка входа и т.д., для повышения безопасности оператора крана.
- Системы оповещения включают в себя звуковой сигнал и сообщения дисплея пульта кабины машиниста. . Препятствуют подъему груза, который превышает установленный в паспорте вес на 20-25%. Монтируются на устройства передвижения крана, крановые тележки, подъемные крюки, верхние и нижние подвески. Обязательны к установке при изготовлении крана.
- Ограничители движения в разные направления. Устанавливаются как на козловые, так и на мостовые краны. Такие системы контролируют и препятствуют превышению заданных параметров:
- смещения и подъема крана или груза в крайние точки;
- движения тележки вдоль направляющей оси;
- вылета крана;
- рельсового пути.
К основным ограничителям движения в разные направления относятся:
- При воздействии сильного ветра и с целью защиты от угона крана на открытой площадке применяются противоугонные захваты с ручным или механическим приводом. Они устанавливаются в нижней части опор и удерживают кран в одном положении.
- Тупиковые упоры устанавливаются на концах крановых путей и подтележечных рельсов для ограничения допустимой дистанции передвижения крана или крановой тележки. Торможение до упоров происходит с расчетом тормозного пути при помощи специальных концевых выключателей двигателей.
- Концевые выключатели механизмов передвижения кранов монтируются на опоры, а концевые выключатели тележек по крайним точкам направляющих путей. Осуществляют торможение движения крана или тележки.
- Существуют также ограничители верхнего, нижнего и боковых положений. Ограничитель нижнего положения не допускает опущение груза ниже определенного установленного уровня, например ниже линии крановых рельс. Ограничители верхнего и боковых положений препятствуют движению в соответствующие крайние положения плоскостей.
- Ограничитель сматывания каната тали и других грузоподъемных систем останавливает вращение барабана намотки каната за 3 последних допустимых витка.
- Буферные устройства ставятся с целью замедления и поглощения ударной силы при движении крана на подходе к концевым точкам. Система торможения передвижения груза позволяет снизить скорость перемещения при приближении к установленному уровню.
- Устройства, предупреждающие сход крана с направляющих рельс монтируются на подкрановых путях и обязательно устанавливаются на те краны, скорость передвижения которых превышает 30 метров в минуту.
- Опорные детали устанавливаются для сохранения устойчивости крана в случае поломки осей ходовых колес.
На заметку!
Мы продаем и выполняем монтаж радиоуправления с пола. Такая система обеспечит безопасное удаленное управление механизмами передвижения крана, блокировкой, сигнализацией и аварийной защитой. Кроме радиоуправления, мы выполняем установку частотных преобразователей, ограничителей грузоподъемности на козловые, мостовые, и другие типы кранов. Установка приборов безопасности может выполняться как в процессе изготовления кранов нашего производства, так и при модернизации грузоподъемного оборудования под заказ. Детали установки и характеристики оборудования можно узнать на страницах нашего сайта.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Для обеспечения безопасности эксплуатации вновь установленные ГПМ и съемные грузозахватные устройства до запуска в работу должны пройти полное техническое освидетельствование согласно утвержденным Госгортехнадзором «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Далее в процессе использования оборудование должно подвергаться регулярному техническому освидетельствованию:
- частичному – не реже 1 раза в год;
- полному – не реже 1 раза в 3 года.
Также должно проводиться внеочередное полное техническое освидетельствование устройств после монтажа в связи с перестановкой оборудования на новое место, ремонтом и реконструкцией машины, проведением мероприятий по установке сменного оборудования, выполнению капитального ремонта или замены механизма подъема, смены крюка и т.п. В перечень мероприятий по полному техническому освидетельствованию входят:
- осмотр,
- динамические испытания,
- статические испытания.
Частичное техосвидетельствование не предусматривает выполнения статических и динамических испытаний. Осмотр и испытание грузозахватного оборудования включает наружное освидетельствование ответственных узлов и деталей в нерабочем положении, проведение испытаний механизмов на холостом ходу, проверку прочности приспособлений, правильность сборки и функционирования, выявление опасного уровня напряжения. Во время испытаний отслеживается состояние и поведение подъемных механизмов, отдельных деталей, несущих нагрузку.
Этапы рабочего процесса
Устройство запускается оператором на панели управления LCD-дисплея или в момент выброса крюковой подвески. После чего системой анализируется крен экскаватора-крана по 2-м осям. При отсутствии противопоказаний система даёт «зелёный свет» дальнейшей работе технике, а оператор после закрепления груза на крюке трапеции переходит к его подъёму.
Система передаёт сигнал датчиков давления на гидроцилиндрах стрелы. В блоке обработки данных этот сигнал коррелирует с сигналами датчиков положения наклона стрелы и рукояти. Здесь же ведётся обработка данных — частота сверки данных, поступающих от датчиков, достигает 400 раз в секунду. С помощью индивидуальной математической модели система обрабатывает информацию и выводит результат на LCD-дисплей, оповещая оператора об отсутствии или присутствии риска опрокидывания экскаватора-крана.
В случае пересечения экскаватором-краном в процессе работы границ зоны допустимой грузоподъёмности система реагирует предупредительным звуковым сигналом или же оповещением об отключении рабочего оборудования. Благодаря такому инженерному решению оператор в этот момент может выводить экскаватор-кран из зоны блокировки и перемещать груз в рабочее пространство. Также система способна предотвратить обрушение рабочего оборудования при помощи 3 гидрозамков, если произойдет обрыв шлангов.
На правах рекламы
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Предназначен для защиты крана от перегрузки и падения при подъеме груза, от повреждения крана и столкновения с препятствиями при работе в стесненных условиях (координатная защита), от опасных ветровых порывов, а также для регистрации параметров работы крана в реальном времени.
- Ограничитель грузоподъемности
- Прибор автоматически формирует сигнал отключения механизмов крана при подъёме груза, масса которого превышает максимальную грузоподъемность для текущего вылета.
- Ограничение движений крана
- Прибор автоматически обеспечивает остановку механизмов:
- подъема крюка при его подходе к крайним верхнему и нижнему положениям (ограничитель предельного подъема и опускания крюка);
- изменения вылета в крайних положениях грузовой тележки;
- поворота влево и вправо кран при подходе к крайним угловым положениям;
- передвижения крана при его подходе к крайним точкам рельсового пути.
Координатная защита предназначена для предотвращения столкновения крана с препятствиями в стесненных условиях работы.
В ОГМ240 реализованы следующие виды координатной защиты:
- «Стена» — защита стрелы и крюка (ввод до 40 точек ломаной линии для каждой защиты);
- «Потолок» — защита типа «Площадка–1» и «Площадка–2» (имеется возможность расширения количества площадок);
- «Ограничение влево» и «Ограничение вправо» — предотвращение первышение угла поворота стрелы слева и справа соответственно;
- «Ограничение вылета» — ограничение по максимальному вылету;
- «Ограничение вверх» и «Ограничение вниз» — ограничение по максимальной и минимальной высоте соответственно.
- линейные параметры крана — вылет, высоту подъема крюка, положение крана на крановом пути, угол поворота стрелы, скорость ветра;
- нагрузочные параметры — степень загрузки крана, значение текущей полезной грузоподъемности, массу груза на крюке;
- текущие время и дату;
- значения датчиков прибора.
Встроенный регистратор параметров записывает в энергонезависимую память прибора значение линейных и нагрузочных параметров крана, а также состояние входов и выходов.
- общую наработку крана в моточасах;
- суммарное число рабочих циклов;
- массы поднятых грузов;
- дату, время и основные параметры работы крана;
- параметры крана: тип и параметры стрелы, максимальные и минимальные высоту, вылет, путь и азимут, уставки для скоростных режимов работы механизмов крана;
- координаты введённых координатных защит стрелы, крюка и площадок;
- параметры ограничения движений крана.
Виды крановых приборов безопасности
Основное назначение крановых приборов безопасности – предупреждение поломок установки и предотвращение аварий, связанных с работой автомобильного крана, а также повышение работоспособности оборудования. Эти устройства помогут предотвратить опрокидывание стрелы автокрана и обеспечат безопасность работы крановщика.
В зависимости от назначения различают следующие разновидности приборов безопасности кранов:
- Ограничители грузового момента. Предназначены для автоматического отключения привода механизма подъема при превышении допустимой грузоподъемности.
- Концевые выключатели. Применяются в кранах с электроприводом для автоматической остановки механизмов.
- Ограничители механизмов движения (вылета стрелы, высоты подъема крюка, поворота вращающейся части крана). Отключают движущую часть при ее подходе к крайнему положению. На современной спецтехнике присоединяются к гидравлической системе.
- Аненометр. Предназначен для обеспечения безопасности работ при сложных погодных условиях. Прибор автоматически определяет скорость ветра и при необходимости включает аварийное устройство.
- Датчики давления. Используются для контроля работы гидравлической системы, при обнаружении неполадок в работе оборудования подают сигнал на отключение.
Также мы предлагаем тормоза, противоугонные и буферные устройства, дополнительные выносные опоры, тупиковые упоры, ограждения и другие приспособления, обеспечивающие безопасность рабочего персонала, бережную эксплуатацию и сохранность оборудования.
Требования к водителю-оператору
Водитель-машинист обязан обеспечить безопасную работу автокрана. Для этого перед началом работ проводится осмотр технического состояния металлоконструкций, гидро- и электрооборудования, приборов безопасности, механизмов, тормозов, ходовых колес, грузозахватных приспособлений, канатов и блоков.
На водителя-машиниста также возлагается обязанность следить за своевременным техническим обслуживанием автомобильного и грузоподъемного оборудования, совместно с технической службой предприятия устранять недостатки, выявленные при осмотре.
Перед тем как приступить к работе, необходимо:
- очистить площадку вблизи крана от посторонних предметов, установить кран в рабочее положение.
- Проверить квалификационные удостоверения у стропальщиков, ознакомиться с планом предстоящих погрузочно-разгрузочных работ.
- Перед поднятием груза подать предупредительный сигнал, после которого все должны выйти из рабочей зоны.
- Немедленно остановить кран при поступлении команды «стоп» в случае возникновения опасности.
Что делать после регистрации крана в Ростехнадзоре
После того, как регистрационный номер крану присвоен, необходимо произвести ряд обязательных действий (разработать, провести):
- Положение о производственном контроле;
- Положение о порядке технического расследования причин инцидентов и аварий на ОПО;
- Инструкция, определяющая действия работников, эксплуатирующих подъемные сооружения, в аварийных ситуациях
- Техническое освидетельствование (частичное, полное; внеочередное, периодическое, первичное);
- План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
- Приказы о назначении ответственных специалистов;
- Должностные инструкции для ответственных специалистов;
- Обучение и аттестацию по промышленной безопасности в Ростехнадзоре;
- Страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта;
- Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием.
Ответы из Ростехнадзора
1) Вопрос: Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?
Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.
Согласно приложению 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, реконструкция – изменение конструкции подъемного сооружения (далее – ПС) или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.
Наша организация оказывает данную услугу в городе Москва, Московской области (Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).
Регистрация кранов с нами пройдет в самые короткие сроки! Звоните.
15.10.2021 г. В связи с участившиеся падениями фасадных подъемников (строительных люлек) МТУ и ЦУ Ростехндзора увеличат контроль за строительными компаниями. 15 октября двое работников проводили фасадные работы на многоквартирном жилом доме в 5-м квартале Капотни. В результате обрушения строительной люльки мужчины упали с высоты и погибли. Читать новость .